page-9: Пресса о галерее после открытия

IX.

Пресса о галерее
после открытия

…Самым старейшим представителем русской живописи {…} является здесь Д.Г. Левицкий (род. В 1734 г. ум. в 1822 г.), с которого мы и начнем обзор галереи.

Его блестящий талант обратил на себя всеобщее внимание, не смотря на присутствие тогда в России таких иностранных портретистов, как Де-Вильи, Де-ла-Барт, Вуаль, Бронтен и другие, которые были в большой моде.

За ним по времени следует А.П. Лосенко (1737–1773), первый воспитанник петербургской академии художеств. Он произвел сильное впечатление на своих современников присланной им из Парижа картиной, изображающей «Андрея Первозванного», которая особенно известна теперь по превосходной гравюре Берсенёва.

За ним следует родоначальник нашего пейзажа С.Ф. Щедрин (1745–1804).
Работ В.Л. Боровиковского здесь очень много, и выбор их очень удачен.
Знаменитый строитель петербургского Казанского собора, А.Н. Воронихин, представлен здесь акварельным видом именно этого, стяжавшего ему славу, здания.
А.Е. Егоров, горячий подражатель Рафаэля и превосходный рисовальщик, представлен здесь как портретами, так и двумя картинами: «Мадонна» и «Сусанна». Кроме того здесь много его эскизов и академический рисунок.
А.Г. Венецианов, действительный родоначальник русского жанра, в настоящее время почти забыт и ценится чуть ли не исключительно только одними настоящими любителями русской живописи.
Далее укажем на прекрасные портреты работы А.Г. Варнека, ученика Левицкого и Щукина, О.А. Кипренского, его современника и соученика и В.А. Тропинина, который пользовался в Москве тою же славою, какою Кипренский пользовался в Петербурге.
К.П. Брюллов главным образом является здесь как портретист.

А.Н. Воронихин
Казанский собор в Санкт-Петербурге

Произведений третьего великого современника этих только что поименованных художников, А.А. Иванова, знаменитого автора «Явления Христа народу» собрано в этой галерее так много, что по количеству всех эскизов и этюдов превосходит ее только Румянцевский музей

получивший, по завещанию, все картины, рисунки и бумаги, оставшиеся после смерти брата нашего художника непроданными.
П.А. Федотов является здесь преимущественно в рисунках
Далее перед ними проходят один за другим художники первой половины нынешнего века: Лапченко, Хруцкий, Завъялов, Моллер, Капков, Штейбен, Нефф, Плюшар, Виллевальде, Зарянко.

Иванов А.А.
Иоанн Богослов (полуфигура). Вторая половина 1830х
Фрагмент

Здесь мы обратим преимущественно свое внимание на жанр, так как борьбою за право гражданства жанровой живописи резко отделяется один период от другого.

Правда многие из наших жанристов не принадлежат к составу выпуска тех четырнадцати академистов, которые смело бросили перчатку своей alma mater и потом, когда она подняла эту перчатку, то образовали сперва «Художественную артель», а затем «Товарищество передвижных выставок», многие из них гораздо старше, но тем не менее все же нельзя не считать 9 ноября 1863 г. кульминационной точкой в направлении нашей живописи. До тех пор, если и являлись такие картины, как «Привал арестантов» Якоби, «Приезд станового на следствие», «Первый чин», «Проповедь в деревне» Перова, «Сватовство чиновника» Петрова и многие другие, но все это имело характер явления случайного; теперь же новое направление выбилось наружу их за сдерживавших его преград и начало отчаянную борьбу за свое существование.
Этот период русской живописи, как мы уже говорили в начале статьи, представлен с необыкновенной полнотою; в это время П.М. Третьяков уже собирал свою коллекцию и собирал ее именно с целью представить в памятниках историю родного искусства, поэтому он не пропускал ни одной не только выдающейся картины, но вообще хотя сколько нибудь характерной для русской школы.
Таким образом по этой галерее мы можем проследить не только общий ход движения русской живописи, но даже все малейшие уклонения от него, влияние одного художника на других и одного произведения на другие…

Н.Н. Ге
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Н.Н. Ге представлен здесь не менее полно.

Здесь мы видим его картину, наделавшую в свое время много шума: «Пётр Великий допрашивает царевича Алексея в Петергофе», его религиозные картины: «Молитва в Гефсиманском саду», «Выход с Тайной Вечери», «Что есть истина?».
В.В. Пукирева укажем на «Неравный брак», имевший в свое время очень большой и вполне заслуженный успех, и на «Прием приданного».

Н.Н. Ге
Пётр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе

Чтобы не увеличивать статьи, укажем только на картины К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»

Ф.А. Бронникова: «Молитва Пифагорейцев», «Campus sceleratus» и «Освящение Гермеса», К.А. Савицкого: «Встреча иконы», «Зимняя панихида» и «Работа на железной дороге», П.А. Сведомского «Медуза», В.И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Берестове» и «Боярыня Морозова», И.И. Крамского: «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и множество портретов, В.М. Васнецова: «Слово о полку Игореве», «Иван царевич» «С квартиры на квартиру» и мн. др., Н.А. Ярошенко: «Кочегар», «Заключенный», «Сестра милосердия»; «Всюду жизнь», Н.Е. Рачкова: «У ворот», исторические картины В.Г. Шварца и целый ряд превосходных пейзажей И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, И.И. Шишкина, Е.Ю. Дюккера, А.А. Киселева, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, Р.Г. Судковского, Л.Ф. Лагорио, М.К. Клодта, А.И. Мещерского, Н.Н. Дубовского, Е.Е. Волкова и многих других.

Флавицкий К.Д.
Княжна Таракановаю. 1863
Холст, масло. 245 х 187,5
Фрагмент

Теперь с присоединением сюда галереи С.М. Третьякова, явился, правда небольшой, но очень хороший отдел русской скульптуры,

именно работы М.М. Антокольского «Иоанн Грозный» и «Ecce Homo!!», Л. Лаверецкого «Мальчик с обезьяною» и С. Иванова «Мальчик обливающийся водой», и затем собрание превосходных образцов иностранной живописи, где встречаются такие имена, как Munkacsy, Fortuny, Achenbach, Corot, Delacroix, Bonnat, Neuville, Meissonnier, и другие.

Приобретено П.М. Третьяковым
в 1872 году у автора

Шишкин И.И.
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии
1872
Холст, масло. 120 х 165,5

Пейзажем Шишкина
я остался совершенно доволен:
скажите Ивану Ивановичу
мое большое спасибо!

Деньги я ему не посылаю по случаю
праздников, а на будущей неделе
непременно вышлю.

Comments are closed.