IX.
Пресса о галерее
после открытия
…Самым старейшим представителем русской живописи {…} является здесь Д.Г. Левицкий (род. В 1734 г. ум. в 1822 г.), с которого мы и начнем обзор галереи.
За ним по времени следует А.П. Лосенко (1737–1773), первый воспитанник петербургской академии художеств. Он произвел сильное впечатление на своих современников присланной им из Парижа картиной, изображающей «Андрея Первозванного», которая особенно известна теперь по превосходной гравюре Берсенёва.
Работ В.Л. Боровиковского здесь очень много, и выбор их очень удачен.
Знаменитый строитель петербургского Казанского собора, А.Н. Воронихин, представлен здесь акварельным видом именно этого, стяжавшего ему славу, здания.
А.Е. Егоров, горячий подражатель Рафаэля и превосходный рисовальщик, представлен здесь как портретами, так и двумя картинами: «Мадонна» и «Сусанна». Кроме того здесь много его эскизов и академический рисунок.
А.Г. Венецианов, действительный родоначальник русского жанра, в настоящее время почти забыт и ценится чуть ли не исключительно только одними настоящими любителями русской живописи.
Далее укажем на прекрасные портреты работы А.Г. Варнека, ученика Левицкого и Щукина, О.А. Кипренского, его современника и соученика и В.А. Тропинина, который пользовался в Москве тою же славою, какою Кипренский пользовался в Петербурге.
К.П. Брюллов главным образом является здесь как портретист.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Произведений третьего великого современника этих только что поименованных художников, А.А. Иванова, знаменитого автора «Явления Христа народу» собрано в этой галерее так много, что по количеству всех эскизов и этюдов превосходит ее только Румянцевский музей
П.А. Федотов является здесь преимущественно в рисунках
Далее перед ними проходят один за другим художники первой половины нынешнего века: Лапченко, Хруцкий, Завъялов, Моллер, Капков, Штейбен, Нефф, Плюшар, Виллевальде, Зарянко.
Иоанн Богослов (полуфигура). Вторая половина 1830х
Фрагмент
Здесь мы обратим преимущественно свое внимание на жанр, так как борьбою за право гражданства жанровой живописи резко отделяется один период от другого.
Этот период русской живописи, как мы уже говорили в начале статьи, представлен с необыкновенной полнотою; в это время П.М. Третьяков уже собирал свою коллекцию и собирал ее именно с целью представить в памятниках историю родного искусства, поэтому он не пропускал ни одной не только выдающейся картины, но вообще хотя сколько нибудь характерной для русской школы.
Таким образом по этой галерее мы можем проследить не только общий ход движения русской живописи, но даже все малейшие уклонения от него, влияние одного художника на других и одного произведения на другие…
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Н.Н. Ге представлен здесь не менее полно.
В.В. Пукирева укажем на «Неравный брак», имевший в свое время очень большой и вполне заслуженный успех, и на «Прием приданного».
Пётр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе
Чтобы не увеличивать статьи, укажем только на картины К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова»
Княжна Таракановаю. 1863
Холст, масло. 245 х 187,5
Фрагмент
Теперь с присоединением сюда галереи С.М. Третьякова, явился, правда небольшой, но очень хороший отдел русской скульптуры,
Приобретено П.М. Третьяковым
в 1872 году у автора